Восприятие музыки. 2014.

От автора

Мне 43 года. Родился я в СССР и половину жизни прожил во времена советской идеологии, «варясь» в советском искусстве, к которому можно относиться теперь по-разному но оно было. В 1985 году закончил музыкальную школу по классу фортепиано. Учился в «Колледже импровизационной музыки» (что-то вроде джазового училища), служил в военном оркестре. Сегодня у меня небольшая (домашняя) студия звукозаписи, где я занимаюсь аранжировкой, написанием музыки и текстов к песням, и изготовлением музыкальных фонограмм. Естественно, есть мощный компьютер, с которым я на «ты», пара синтезаторов, смартфон, в который я закачиваю музыку, чтобы слушать во время поездок в метро, и куча других современных цифровых устройств. Это я пишу не хвастовства ради, а чтобы дать Вам, уважаемый читатель , понять, что я вполне современный человек, и иду в ногу с техническим прогрессом. Если кто-нибудь, читая статью, подумает «этот «старпёр» ностальгирует по былым временам» - как бы не так! Автор статьи молод, и не страдает ностальгией. Я люблю слушать музыку. Более того, я её сочиняю, аранжирую, и записываю. А ещё играю в музыкальной группе. Мои музыкальные вкусы весьма широки – я люблю ВСЁ! Всё, в плане стилистики. А вот что касается стихов к песням… Ну, обо всём по порядку. И давайте перейдём на «ты»?

«Лишь бы что-то звучало»

Сегодня можно без преувеличения сказать, что человек живет в некоем музыкальном поле, постоянно оказывающем на него воздействие, подобно эфирным маслам хвойных деревьев в лесу, или молекулам угарного газа, если идти вдоль автострады.

Стоит нажать кнопку карманного плеера- и ты уже перенесся в мир слов и музыкальных звуков. Это также просто и естественно , как дышать. Я не случайно выбрал такое сравнение: просыпаясь утром, ты идешь умываться, думаешь о том, чего бы выпить -чаю или кофе?- но ни на секунду не задумываешься о составе воздуха, которым дышишь в данный момент- ты просто дышишь, и все. Мы задумываемся о воздухе только тогда, когда нам что-то не нравится в нем- скажем, запах гари, или наоборот, если ощущаем запах чего-то вкусного.

С музыкой стало происходить то же самое. Выйдя на улицу, ты в течение 10 минут встретишь 10 человек, чьи уши прикрыты амбушюрами наушников или буквально заткнуты мини-наушниками- вкладками.

Идя на работу, катаясь на велосипеде, просматривая схему метро в поисках нужной станции, читая книгу, перемещаясь в автомобиле, занимаясь домашними делами, отдыхая на природе- мы находимся в окружении музыкальных звуков.

Просматривая страницы социальных сетей, я интересовался музыкальными вкусами и предпочтениями людей. Очень часто на вопрос «какую музыку или исполнителя Вы предпочитаете?» люди отвечают : «Всё равно. Лишь бы что-то звучало».

Таким образом, музыка стала просто фоном при выполнении других задач, не имеющих к ней отношения. И это явление стало массовым.

Взгляд в прошлое

Сегодня 2014-й год. Мне – почти 43 года, я – человек с музыкальным образованием, и поэтому у меня особое отношение к музыке. Я вижу, насколько доступна она стала сейчас, но хорошо помню, что было, лет, скажем, 30 назад. Итак, представим (а кто может – пусть вспоминает) год 1984-й. В Москве тогда было буквально несколько крупных магазинов, где можно было купить виниловые пластинки. Были широко распространены крупногабаритные магнитофонные катушки-бобины, и набирали популярность недавно появившиеся компакт-кассеты. Проигрыватели виниловых пластинок были не у каждого. Тем более, зарубежного производства. Зато магнитофоны «Маяк», «Нота», «Союз», «Олимп» - были у многих. Ко всему этому оборудованию необходимо было подключить пару колонок, а иногда и дополнительный усилитель. И вот, человек доставал с полки катушку с лентой, или виниловую пластинку, требовавшую аккуратного обращения, чтобы исключить царапины или жирные пятна от пальцев, ставил её на диск проигрывателя, или заправлял ленту в сложный лентопротяжный механизм магнитофона, наматывая свободный конец на другую, пустую катушку, нажималась кнопка «воспроизведение», и в колонках начинала звучать музыка. Это было похоже на церемонию, на некое сакральное действо или магический ритуал. Затем человек садился на диван или в кресло, и погружался в удивительный мир звуков. А старые , огромных размеров радиоприёмники? Такие слова, как «Спидола», «Селга», «ВЭФ» - сейчас уже мало кто вспомнит. Чтобы настроить приемник на нужную музыкальную радиостанцию, необходимо было крутить специальное колесо, наблюдая за движением красного пластмассового курсора, а поймав желанную радиостанцию, ещё и покрутить колесико взад-вперед чтобы лучше поймать сигнал, и избавиться от помех… Одним словом, это было сродни рыбалке – тот же азарт. В советские времена для меломанов не было секретом, что многие зарубежные радиостанции просто «глушились» специальными генераторами помех, чтобы наши послушные граждане не услышали антисоветскую пропаганду или буржуазное искусство.

Но это всё – техническая часть. Более важный вопрос – а что же мы слушали? Сколько людей – столько желаний и вкусов. И каждый желает найти то, что интересно ему. В советские времена (мы говорим о 1984 годе) было буквально 4-5 главных государственных радиостанций. Появившиеся в те времена бытовые радиоприемники имели 3 кнопки для переключения между 3-мя станциями. Чащё всего транслировали классическую музыку, советские песни – в самых разных исполнениях, репертуар советских ВИА (вокально-инструментальных ансамблей) и музыку стран «социалистического лагеря» - Чехословакии, ГДР, Болгарии, и.т.д.. Если бы ты вот так запросто захотел бы послушать «Битлз» или «Роллинг Стоунз», или Элвиса Пресли – то советский бытовой радиоприёмник тебе ничем бы не помог.

Но кое-кто ездил в зарубежные командировки. Привозились (тайно!) виниловые пластинки, в виде единичных экземпляров, поскольку это было громоздко и просто тяжело. И , наконец – счастливый момент – вам звонит друг и говорит – «Вася привёз несколько пластинок, собираемся у него сегодня!» И вы, прихватив что-нибудь к столу, с трепетом мчались к вашему другу, где уже словно в ожидании «чуда» томилась компания таких же меломанов. Кто-то притащил с собой 15-килограммовый магнитофон «Ростов», необходимые провода, и чистую магнитофонную ленту, чтобы переписать содержимое пластинки. И вот – церемония начинается. Люди сидят и слушают музыку. Танцы, вино – само собой, но главным «поводом» была эта музыка… Зарубежные исполнители пели несоветские песни, воспевали несоветские идеалы, и даже песни о любви исполнялись не по-советски. Что уж говорить о музыкальных инструментах – электрогитары с чистым, благородным звуком, синтезаторы, разная прочая электроника, недоступная тогда основной массе советских музыкантов и слушателей…

Вечеринка заканчивалась. Восторженные друзья расходились, кто-то становился счастливым обладателем ПЕРВОЙ записи на магнитофонную ленту, чтобы потом дать кому-то её переписать, и так далее, и так далее. А перед сном ещё и ещё раз человек прокручивал в голове всё произошедшее и звучавшую музыку.

В общем, чтобы послушать что-либо уникальное – приходилось постараться, чтобы заполучить такую возможность. Люди обменивались редкими пластинками, записями хорошего качества на магнитофонных лентах или кассетах, и бережно хранили эти записи. Слушать музыку день или ночь напролёт было далеко не частым явлением. И делать это можно было только дома или у друзей – человек не мог носить с собой тяжёлый магнитофон или проигрыватель пластинок – их ведь, как минимум, нужно было включить в электрическую розетку.

К тому же увы – но эта советская техника частенько ломалась. Стирались движущиеся элементы передачи в проигрывателях пластинок, из-за чего звук «плавал», пластинка звучала то быстрее, то медленнее, засорялись или выходили из строя лентопротяжные механизмы магнитофонов, рвались резиновые тросики, и Элвис Пресли пылился на полке, в виде бобины, ожидающей пока хозяин отнесёт магнитофон в мастерскую. И наконец, записи и, тем более, оборудование для их воспроизведения – стоили довольно дорого. Поэтому и отношение ко всему было трепетным, бережным, как к некой драгоценности. Чуть позже стали доступными кассетные магнитофоны всё того же, советского производства, которые можно было носить с собой, используя батарейки в качестве источников питания, но и эта техника часто ломалась, доставляя неудобства владельцам, а качество записи на тогдашних аудиокассетах оставляло желать лучшего. И человек, желающий, чтобы «что-то звучало» вынужден был включать одну из трёх кнопок радиоприемника, и слушать «Лебединое озеро» или «Течёт река-Волга».

Немного о «живом звуке» тех лет и о том, что пелось.

Музыкальная жизнь советской эпохи не ограничивалась домашними прослушиваниями магнитофонных записей и грампластинок. Время от времени многие люди посещали концертные залы, где можно было услышать великолепное исполнение классической, народной музыки, романса, той же советской песни, и надо заметить, что Москва всегда была богата замечательными оркестрами, в составе которых были виртуозные исполнители, игрой которых можно было наслаждаться часами. Исполнение рок-музыки чиновниками из Министерства Культуры не поощрялось, поэтому и рок-групп в подлинном смысле этого слова у нас тогда не было. Зато разнообразных ВИА (вокально-инструментальных ансамблей), бардов, и прочих авторов-исполнителей, на чьи творческие вечера можно было купить билет – было достаточно. В то время я увлёкся джазовой музыкой, и регулярно посещал концерты различных отечественных исполнителей и , с особым интересом и трепетом – гостей из-за рубежа. Чтобы попасть на такой концерт, нужно было потратить не только деньги на билет в концертный зал и на общественный транспорт – но и значительное время на проезд «туда и обратно». Но цель – услышать живое пение и увидеть, как живые люди играют на настоящих музыкальных инструментах – оправдывала всё. Я сейчас не буду подробно останавливаться на огромном многообразии коллективов и исполнителей советских времен – кто хочет – пусть заглянет в Википедию. Но о главном понятии – о советской музыке и песне – немного расскажу. Вообще говоря, человек слушает музыку, чтобы развлечься - отдохнуть, расслабиться, или наоборот, повеселиться. Но советские песни и музыка имели более масштабную цель – широкую пропаганду социалистической морали и политики во всех сферах. Советский Союз одержал одну из главных побед – в войне с нацистской Германией. Воспевание подвига советских солдат , моряков, лётчиков и всех людей, на чью долю выпало такое испытание - всегда было приоритетом для любого музыкального коллектива. Нам, советским гражданам, было чем гордиться. С песней солдат шёл в бой, с песней погибал, с песней мать укладывала спать детей, с песней о «светлом будущем , ожидающем все братские народы» трудились миллионы граждан на просторах Советского Союза… Песни времён Октябрьской революции, комсомольские песни, пионерские песни – весь этот огромный пласт советского искусства имел цель – воспитание советского человека. Идейное, патриотическое, трудовое, общественное. Масса песен была посвящена спортивной тематике. Да что говорить – практически, все сферы жизни и деятельности советского человека – от труда шахтёра до полёта космонавта – были воспеты в песнях. Песня вдохновляла нас на трудовые и военные подвиги, напоминала о погибших героях, и ставила великие задачи на будущее. То же самое происходило и в инструментальной музыке. Это всё я привожу в пример исключительно для того, чтобы показать важную роль музыки и песни , как средства влияния на сознание человека.

Но вернёмся в «концертный зал». Перед тобой – оркестр, хор, солист.…Или небольшой ансамбль из 5-7 человек – неважно. Ты слышишь прекрасную музыку, или интересную песню, которая «затрагивает» тебя, берёт «за живое». Ты следишь за руками музыкантов, вслушиваешься в звук инструментов, анализируешь партитуру… Это удивительное действо, приводящее в восторг, пробуждающее разум и чувства. А после концерта – ощущение наполненности, вдохновения, удовлетворения. Прилив жизненных сил, веры, энтузиазма для новых свершений. Появляются интересные идеи – как сделать жизнь лучше… Это не просто красивые слова, и не пустой пафос – это результат воздействия на человека музыки. Точнее говоря – созидательного воздействия.

И , конечно, чтобы сделать «хороший музыкальный продукт» - выражаясь современным языком – требовалось музыкальное образование, долгие репетиции, чтобы отточить мастерство каждого музыканта и коллективов в целом – до совершенства. В самом деле – кому приятно слушать фальшивые ноты, или звук ненастроенного рояля? Кому хотя бы раз в жизни не передавалось волнение молодого, начинающего певца, делающего свои первые, неуверенные шаги на большой сцене? И другой пример – виртуозно играющий музыкант, с улыбкой на лице, исполняет замечательное соло на своём инструменте и просто изливает на тебя фонтан позитивной энергии, так , что ты едва сдерживаешься, чтобы не начать двигаться в такт музыке! Это – нормальное явление на настоящих концертах.

Но времена советской эпохи прошли. А вместе с ними – стала неактуальной значительная часть советской музыки. Но музыка развивалась дальше, следуя духу нового общественно-политико-экономического строя (или расстройства – как угодно) 90-х годов. Человеческие ценности , такие, как жизнь, здоровье, безопасность, дружба, честь, достоинство – остались. Осталась и потребность развлекаться. А с прекращением существования СССР открылись и более широкие возможности в отношении музыкального «ассортимента», которым граждане постсоветского пространства могли себя побаловать.

Снова в наше время.

Итак, прошло почти 25 лет с момента прекращения существования СССР с его идеологией. Мы живём в «свободной России» и имеем право слушать всё что угодно, без какой-либо цензуры. А с появлением Интернета музыка стала просто катастрофически доступной – достаточно зайти на нужную страничку – и ты можешь скачать или купить любой музыкальный контент. Как музыканту, мне приятно , что стали доступны хорошие музыкальные инструменты. Каждый может купить себе компьютер, гитару, синтезатор, и даже начать что-то «творить». Во все века и времена потребность что-то создавать – была основной потребностью и предназначением человека. (Разумеется, если человек не «дебил», но морально и физически здоров) И потребность в любой музыке человек сегодня может удовлетворить легко и быстро – достаточно просто купить миниатюрный плеер, скачать из интернета любое количество альбомов любимой группы или исполнителя – и «персональный источник вдохновения» у тебя в кармане. А в ушах – наушники. И тут я хотел бы остановиться на таком вопросе – зачем же мы включаем музыку, и что мы слушаем? Какая музыка, какие песни проникают через уши в наш мозг, и что они с нами делают? Мы просто развлекаемся или…Или происходит что-то большее?

Музыкальные «вибрации».

Что собой представляет музыка в физическом смысле? Компакт-диск с записью? Смешно. Один мой знакомый в ответ на вопрос «чем ты сейчас занимаешься в плане работы?» ответил гениально – «продаю звуковые колебания!» На самом деле этот человек просто пел в ресторане для публики. Но его ответ в точности описывает то, что происходит в момент звучания музыки. Звук – это волна. Когда, к примеру, гитарист ударяет по струне – она колеблется, и колебания этой струны рождают звук, который передаётся по воздуху в наше ухо. Если ты когда-нибудь посещал дискотеку или танц-площадку , то наверняка замечал, что звук, исходящий из мощного акустического оборудования, прямо «ударяет» тебя где-то в области живота. Это, конечно, экстремальный пример. Но даже несведущий в физике обыватель согласится, что красивая, интересная музыка с повторяющимся, пульсирующим ритмом – не оставит его равнодушным, и заставит если не танцевать, то отбивать ритм ногой. Человек – это тоже своего музыкальный инструмент. Ну, во-первых, у каждого из нас есть голос – мы можем петь. Есть руки и ноги – можно хлопать и – простите – топать. Но интереснее то, что внутри каждого из нас есть своего рода «струна» или «струны», которые могут отвечать на действие «внешнего раздражителя». Этот внешний раздражитель в нашем примере и есть – музыка. Любопытно понаблюдать быт народов Африки. Для африканца с древнейших времён музыка – часть жизни. Собираясь на охоту, исполняя свадебный ритуал, выясняя отношения с соперником – африканец бьёт в барабаны, танцует, и входит в своеобразный транс, переживая возвышенное, «экзальтированное» состояние. То есть им, африканцам, музыка и ритм помогают решать обычные бытовые вопросы. Оказывается, музыка – не просто развлечение. И мы, европейцы, азиаты, американцы – также имеем свою музыку, и каждый из нас в той или иной степени вовлечён в этот вполне физический процесс – восприятие и реакции на звуковые колебания, исходящие от «внешнего раздражителя» - будь то музыкальный плеер, телевизор, или тот мой знакомый, который исполнил свой полуторачасовой репертуар, получил вознаграждение, и пошёл домой.

Цель музыки.

К сожалению, сегодня многие люди воспринимают музыку просто как фон для повседневных дел. Но музыка влияет на человека. Песня оставляет след в его памяти. Другими словами, всё, что ты пропускаешь через себя – оставляет в тебе свою частицу, и по-своему заполняет твой внутренний мир, созидая или разрушая твою личность. Великий немецкий композитор И.С.Бах однажды сказал: «Цель любой музыки – прославление Бога и очищение человеческой души». Глубину, масштаб, ёмкость и значимость этого выражения сегодня невозможно переоценить. Но попытаемся понять, что имел ввиду Иоганн Бах. Будучи убеждённым христианином и виртуозным музыкантом, как человек – они имел цель всеми доступными ему средствами музыкальной выразительности воспеть Творца Вселенной и Создателя всего существующего. Творца прекрасной природы, неба, звёзд, наконец – человека, как вершины Творения. И величие этого Творца прекрасно слышно в музыке Баха. Что же касается «очищения души» - Бах прекрасно знал силу воздействия музыки на человека, и её способность вызывать в человеческой душе широчайший спектр реакций – от грубой, необузданной страсти – до чувства сострадания и высочайшего благоговения. Очевидно, человек, сотворённый Богом по Его образу и подобию, предназначен носить в себе любовь, добро, свет, гармонию, но не похоть, чёрствость, необузданность и безразличие. Одни чувства и намерения следует поддерживать и стимулировать, от других – исцелять, как от болезни. Возможно, для кого-то мнение И.С.Баха и не истина «в последней инстанции» - гениальность и красота его произведений нас рассудят.

Итак, мы – слушатели музыки – ежедневно в том или ином виде «потребляем» некий музыкальный продукт – совокупность звуковых колебаний, проникающих в наши уши и мозг. Один вид музыки вызывает у нас чувство удовлетворения, другой вид музыки нас раздражает, и мы её выключаем. Нормальный человек не желает причинить себе вред. Если музыка звучит слишком громко – ты делаешь её тише. Если звукозапись скрипит, в ней слышны искажения, посторонний шум – ты не получаешь удовольствия, и стремишься послушать что-нибудь другое.

Рассмотреть в этой части эстетические и этические аспекты музыкальных «продуктов», коих сегодня великое множество – не представляется возможным, тем более, я ни в коем случае не собираюсь рассуждать о вкусах людей или навязывать свои предпочтения в музыке. Каждый решит для себя сам – что ему слушать, а что – нет.

Но, как музыкант, хочу обратить внимание моих коллег на одно обстоятельство – мы несём ответственность перед слушателем за то, что создаём. Ведь музыка – как еда. Без пищи человек не может существовать. Однако, не каждое блюдо полезно, даже если оно чрезвычайно вкусно. Ты можешь зайти в заведение типа «фаст-фуд» (ресторан быстрого питания) – и вот – жареная курочка, лоснящаяся от жира корочка, обилие специй, толстый кусок хлеба, и салат, наверняка сделанный из генно-модифицированных продуктов. Ты насытишься. Но сколько реальной пользы получишь? Другой вопрос – количество еды. Переедание настолько же негативно скажется на твоём организме, как недоедание. Отсюда – набор специфических болезней – ожирение, гипертония, или наоборот - дистрофия, авитаминоз, и так далее. В конце концов, можно просто-напросто отравиться гнилым овощем, или протухшим куском мяса, по недосмотру повара попавшим в твой салат. И тогда тебе придётся очищать организм от токсинов. Таблетки, промывание желудка, строгая диета…Лучше уж быть разборчивым в еде!

С нашей душой и чувствами всё гораздо сложнее. И оценить полезность или вред музыкальной пищи, которую мы потребляем ежедневно – задача не из лёгких. Но если начать с простого – «недоесть» или «переесть» - тут более-менее всё понятно. Действительно, если долгое время слушать даже лёгкую музыку на небольшом уровне громкости – может заболеть голова. Какое уж тут эстетическое удовлетворение! Однако, «недоедание» в плане музыкальной «пищи» тоже время от времени даёт о себе знать скукой. И ты думаешь: «что бы послушать»? Это естественно. Наш мозг устроен так, что ему приятно анализировать то, что в него поступает. Другими словами, музыкальное произведение, и тем более песня – это объём информации, с которой мозгу предстоит проделать определённые операции – понять с первых секунд - нравится ли ему это в общем, или нет, затем, если нравится – проанализировать смысл песни, или красоту звучания музыкальных инструментов, мелодию, гармонию, сам стиль музыки, её настроение, смысл поэтического или музыкального послания, и наконец, принять решение – стоит ли взять «вторую порцию» этой «еды» или лучше отказаться. Производители рекламы , эксплуатирующие музыку в целях увеличения продаж различных товаров, прекрасно знают об этом свойстве нашего мозга. Шоколадные батончики, стиральные порошки, автомобили, медикаменты, предвыборные кампании – всё сопровождается музыкой, чтобы «осесть» в твоей музыкальной памяти.

Трудность ответа на вопрос «что есть а что – не есть?» (то есть, что слушать – а что - нет) объясняется тем, что каждый имеет право решать это сам. Но поверь, тучный человек, страдающий ожирением, с трудом передвигающийся , еле дыша – вызывает не меньшее сострадание, чем человек, страдающий рахитом, с впалыми щеками и тёмными пятнами под глазами, тощий и голодный.

Поэтому в следующей части я попытаюсь всё-таки найти ответ на вопрос «а что же может испачкать душу»? Что может вызвать «душевное отравление»?

Защитные механизмы

Человек устроен удивительно рационально. Уже ребенок, способный двигать руками и ногами, не станет держать руку над огнём – ему просигналит об этом боль. Многие люди не любят посещать стоматологический кабинет, но время от времени тот же сигнальный механизм – боль – понуждает сделать это, сообщая о том, что в организме что-то не в порядке. Ты проголодался? Голод , как и жажда – сильное чувство. Но представь человека, несколько дней проведшего в пустыне, без капли воды, которому предложили кружку кипятка. Что произойдёт? Выпьет ли он её залпом? Нет. Первый же глоток вызовет сильнейшее чувство боли, сродни ожогу, которое заставит человека подождать, несмотря на сильную жажду, пока вода остынет, и её можно будет выпить, не причинив себе вреда. Или взять, например, яркий свет. Выйдя из тёмного помещения на ярко освещенную площадь ты скорее всего зажмуришься, поскольку солнечный свет окажет слишком сильное воздействие на сетчатку глаз. Это тоже – защитный механизм, цель которого – сохранить твоё зрение. И таких примеров – масса. Вспомни детство, когда мама то и дело напоминала – «одевайся теплее – а то замёрзнешь и простудишься», «не подходи к краю платформы – это опасно». Более сложный защитный механизм задействует нашу память , здравый смысл и понятия «опасно-не опасно». Например, защитный механизм, заставляющий человека переходить дорогу на зелёный свет светофора – это уже не врождённый рефлекс, а приобретенный навык.

С нашей душой всё почти так же, но несколько сложнее. В отличие от физического тела, наша душа не имеет врождённых защитных рефлексов. И что такое «хорошо» а что такое «плохо» нас учат папы с мамами , когда мы становимся способными понимать и говорить.

Я ушёл от музыки? Нисколько.

Когда-то мама говорила «сынок, брать чужое – нехорошо, тем более, если «чужой» об этом не знает». (Статья 158, «Кража» Уголовный Кодекс РФ) И тут, предположим, в ресторане посетитель просит музыкантов спеть песню «Владимирский централ». Оно и понятно – человек 2 года не слышал музыки, ему стало скучно. Но воровать-то – преступление! Мы с тобой знаем, что это плохо, но для вора – это норма. И бродяга-страдалец продолжает : «А теперь – «Мурку!»» И под бодрые аккорды гитары солист хриплым голосом выводит: «Раз пошли на дело, выпить захотелось, и зашли в шикарный рестора-а-ан!» Вот – мотивирующее влияние музыки. Как тебе это понравится?

Вообще, чтобы вкратце осветить моральную сторону музыкального искусства, достаточно вспомнить некоторые из 10-ти библейских заповедей – «Не кради», «не убивай», «не лжесвидетельствуй», «не прелюбодействуй», «не желай ничего, что у ближнего твоего». А если сказать по-другому – «зарабатывай трудом», «уважай драгоценность жизни», «будь честен», «храни верность», «не завидуй»…(я упомянул только заповеди, относящиеся к отношениям человека с другими людьми.) Всем этим моральным нормам с определённого времени нас учили родители, учителя, и, так сказать, «правильные» книги. И, кстати говоря, если вспомнить музыкально-песенное искусство советской эпохи – эти нормы морали в той или иной степени были затронуты и воспеты очень многими авторами и исполнителями, подавая правильный пример гражданам. И всё же – не все нормы морали становились темой для стихов к песням. О таких вещах , как однополая «любовь» - то есть о гомосексуализме и лесбийских отношениях – в обществе говорить было не принято. И подобные вещи осуждались не просто как извращение, а как преступление. (Статья 121 УК РСФСР, «Мужеложство» до 8-ми лет лишения свободы) К сожалению, в 1993 году этот замечательный закон был отменён. В музыке многих европейских и американских исполнителей эта тема поднимается уже очень давно, и, к сожалению, не в тоне осуждения, а в духе популяризации такого типа отношений. Справедливости ради, напомню, что в США и во многих странах Европы, где значительная часть населения исповедует христианство , есть и музыкальные группы, состоящие из убеждённых верующих людей, и в их-то творчестве мы можем услышать осуждение таких явлений, как однополые отношения, наркомания, коррупция, и прочих болезней общества.

К сожалению, сейчас я не слышу ничего подобного на Российском радио и телевидении…Может кто-нибудь напишет песню, воспевающую светлые идеалы личности? (Это не шутка)

Итак, к сожалению, любой защитный механизм может дать сбой. И, как следствие – произойдёт несчастье. Что-то непоправимое. Но что же может нарушить работу механизма, призванного нас защищать?

Привыкание.

Продолжаем слушать музыку! В предыдущей части я говорил о боли, как о защитном механизме, призванном уберечь наше тело от травм и о совести, сообщающей о нам о необходимости принять верное решение, чтобы не навредить своей душе и ближнему.

Но есть нечто, способное «отключить» и то и другое. Представь себе морозное утро – ты выходишь в рубашке на улицу. Тебе холодно, ты стремишься вернуться в помещение, а простуда намекает, что в следующий раз стоит одеться потеплее. Но если ты будешь на протяжении долгого времени выходить на мороз на короткое время – то постепенно сможешь находиться там всё дольше и дольше без вреда здоровью. Этот процесс называется «закаливание». Что касается боли – многие люди к ней привыкают. Мигрень – очень неприятная штука. При первых признаках человек стремится принять лекарство от головной боли. Но, как это ни парадоксально, люди, страдающие этим недугом долгие годы – со временем даже перестают принимать таблетки – они привыкают к боли, и она доставляет им уже меньший дискомфорт.

Другой пример – война. Смерть, кровь, развалины, лишения – вот ужасные картины войны. Но есть страны, где войны идут десятилетиями. Дети в таких странах рождаются под взрывы снарядов и звук автоматных очередей, и они уже с малых лет не пугаются этих ужасающих звуков. Более того, они уже сами берут в руки автомат, как только становятся в силах его поднять. И то, что для нормального человека является ужасным – для жителей таких стран – норма.

Хочу снова ненадолго вернуться в 1984 год, в Москву советского периода.

Мне в ту пору было всего 13 лет. Для подростка – это период так называемого «полового созревания». Когда начинаешь заглядываться на сверстниц, и хочется слушать романтическую музыку. Уже тогда мой старший брат где-то раздобыл пластинку с записью группы «Bee Gees», и я погружался в эти чарующие звуки, в необычную манеру пения этих трёх парней.

Но девушки в то время одевались не так, как сейчас. Нормой были юбки ниже колен, длинные платья, ни о каких «лосинах» или «легенсах» и речи не шло. Глубокие декольте тоже вызывали скорее укор, нежели восторг. Я не рос в семье священника, и хотя нормы морали , которые мне –хоть и не явно- но прививались, говорили о том, что «всему своё время и порядок» - желание более детально рассмотреть особенности противоположного пола брало своё. Но условий в обществе для этого не было! И слава Богу. Да и все мои ровесники воспитывались в той же среде. И для всех скромно, прилично одетая девушка – вызывала восхищение и уважение. Но время шло, мода менялась. Появилась одежда, обтягивающая тело так, что становились видны все «изгибы» и «складки». Надо ли говорить, что поначалу в обществе подобные вещи вызывали протест и осуждение, особенно у представителей старшего поколения? А тут как раз и «Битлз» набрал бешеную популярность и стал доступен – у кого пластинки не было – были записи на катушках или кассетах…И их «любовные баллады» стимулировали советских пацанов размышлять о «запретном». А время всё шло и шло. И все уже привыкли к «лосинам» и «легенсам», одежде, задачей которой было не «скрыть» или согреть тело – а скорее, показать все его нюансы… На улицах стали появляться даже мужчины, в одежде и манере поведения которых явно проглядывалось что-то «женское». И хотелось уже чего-то большего, более откровенного и провоцирующего.

В это время у многих стали появляться видеомагнитофоны, и видеокассеты с записями зарубежных групп и исполнителей. Американские поп-звёзды в те времена уже не стеснялись показывать своё тело во всей красе. Кто не помнит шведскую группу «ABBA» или «Boney M» из ФРГ? Однако, сейчас многим их творчество может показаться чуть ли не пуританским. Сегодня на канале MTV можно увидеть такое – от чего лет 20-30 назад у нормального человека волосы дыбом встали бы, и стало бы стыдно. Но теперь «звёзды» RnB (безобидного когда-то Ритм-энд-блюза) в своих видеоклипах открыто имитируют групповые половые акты, причём, сопровождая эротические движения текстами, где страсть и половое желание достигают высшей точки. И – увы, увы и увы! – у многих из нас уже не поднимаются волосы дыбом, и здоровое чувство стыда , некогда мощный защитный механизм, словно факел освещавший нашу совесть –теперь как раздавленный окурок на задворках сознания испускает последнюю струйку дыма… А в чём дело? В том самом эффекте привыкания. Нас с конца 80-х уже начинали «подкармливать» этой тухлятинкой, сначала в малых дозах, а затем – всё в больших и больших, пока мы постепенно не привыкли. А что говорить о детях, родившихся в начале 90-х годов? Для них подобное «искусство» изначально стало нормой! Если, конечно, родители смотрели «сквозь пальцы» на то, чем «питается» их чадо.

Музыка… Первый раз, когда я услышал «металлический рок» я пришёл в ужас. Экстремальный уровень перегрузки гитарных усилителей, благодаря которому достигался скрипящий звук, составляющий основу данного стиля, привёл меня в ужас. Слушая джаз, классическую музыку, и даже песни советских ВИА, я привык к более-менее мягкому звучанию инструментов. Безусловно, электрогитары тогда уже использовались повсеместно. И синтезаторы, которые вообще могли издавать любые – даже самые ужасающие звуки – использовались тоже, но репертуар наших тогдашних артистов просто не нуждался в подобных средствах выразительности. Вообще, в теории музыки есть два простых основополагающих понятия – консонанс – и диссонанс. Консонанс – (в физиологическом аспекте) – это мягкое, благозвучное звучание, а диссонанс – «заостренное», раздражающее, беспокойное звучание.

Но, как мы уже поняли, привыкнуть можно ко всему. С самого начала творчество и само звучание таких групп, как «ACDC», «Metallica», «Iron Maiden» - вызвали у меня полное отторжение. Равно как и обложки их альбомов, пестрящие напоминающими вампиров лицами солистов, костюмами из кожи с шипами и заклёпками, или гротескными изображениями «Смерти» с гитарой. И к этому, слава Богу, лично я не привыкну никогда. Но у этих «коллективов» - толпы поклонников во всём мире. Что происходит с их «защитными механизмами»? А может, всё нормально и защищать своё сознание и не от чего?

Действительно, представление о «прекрасном» у каждого своё, и зачастую весьма своеобразное.

Шли годы, и я не только привык к звучанию «дисторшн» и «овердрайв» - но даже плоюбил это звучание, там, где оно казалось мне уместным. Небольшая справка - Дисторшн – «distortion» - искажение — звуковой эффект, достигаемый искажением сигнала путём его «жёсткого» ограничения по амплитуде. Овердрайв «Overdrive» - или Перегруз — звуковой эффект, достигаемый искажением сигнала путём его «мягкого» ограничения по амплитуде.

Но «уместность» каждый исполнитель или автор произведения определяет сам – это истина, и я не собираюсь её оспаривать. Любой профессиональный гитарист или «продвинутый» любитель одинаково любит искажённый звук электрогитары, и звук акустической гитары со стальными или нейлоновыми струнами, и умеет обращаться с тем и другим инструментом. Проблема заключается в том, что сейчас выросло уже целое поколение молодых людей, настолько привыкшее к «тяжелому» или просто «электронному» звучанию музыки, что звучание акустических инструментов они просто не воспринимают, как нормальное и естественное. Их воспринимающие слуховые рецепторы огрубели настолько, что нежному звуку гобоя или утонченному флажолету, исполненному на нейлоновой струне – уже не достучаться до «струн» их души. Не привыкли! Но, как говорится, характер звука – это одно, а смысл песни – это другое. И, как мы убедились, человек может привыкнуть к самому разному звучанию, и даже полюбить то, что когда-то ему казалось неуместным. Что же там насчёт текста песни? Как сказал один пародист «народ мой народ, ЧТО же ты поёшь?» А я бы добавил – и что же ты слушаешь.

Эта тяжелая наука – слушать музыку…

Пару недель назад у меня возникли проблемы с компьютером. И я решил обратиться за помощью к знакомому специалисту. Мы встретились возле станции метро, и поехали на его машине ко мне домой. Я сел сзади, поскольку на переднем сиденьи находился племянник моего знакомого. Пока мы обсуждали проблемы компьютера, племянник компьютерщика слушал музыку. Я, как музыкант и меломан, тоже обратил внимание на то, что звучит. Это была песня в стиле «Рэп» на английском языке. За три с половиной минуты я раз 15 услышал слово «fuck», а весь смысл песни состоял в том, что «исполнитель» выражал своё желание заняться сексом в грубой форме со своей знакомой, которая ему отказывала. Поскольку часть текста составлял афроамериканский слэнг – процентов 30 слов я не понял. Но и остальных 70-ти процентов было достаточно, чтобы вызвать во мне чувство отвращения. «Ничего себе песенка!» - воскликнул я, обращаясь к молодому человеку – «А ты , вообще, понимаешь, о чём этот рэп?» - «Да,» - ответил парень – «и мне это нравится». Вот ведь штука – одно и то же музыкальное произведение – и два разных отношения к нему. Один человек воспринимает слушаемое, как аппетитный «гамбургер», а для другого это – кучка фекалий. Слава Богу, путь был недолгим, и мы расстались.

Я привёл в пример случай, когда слушатели знали – в какой-то степени – английский язык, и могли понимать , о чём поётся в песне. Но гораздо чаще происходит обратное – ты слушаешь песню, смысл слов которой не понимаешь. И тут дилемма – как реагировать на то, чего не понимаешь? Ну, если ты в наушниках – это не проблема – может быть, ты слушаешь преимущественно музыку, абстрагируясь от текста, которого не понимаешь. Но как быть в ситуации, подобной той, что я описал вначале?

Допустим, к тебе домой приходят трое друзей с подругами. Ты включаешь музыкальный центр, и готовишь стол для вечеринки. И вдруг одна из девушек обращается к тебе с просьбой – «можно это выключить?» Предположим, ты не знаешь английского языка, на котором исполняется песня, а эта девушка – знает и понимает, о чём поётся. Как ты отреагируешь? «Ну, а мне нравится! Будем слушать – не «парься»»? Такая постановка вопроса грозит ссорой. Если девушка скажет «Хочешь, я тебе переведу текст, и ты узнаешь смысл этой песни»? Если ты окажешься недипломатичным и ответишь: «Ты будешь меня «лечить» что мне слушать?» - вероятнее всего, на этом месте произойдёт раскол и часть гостей уйдёт, а может , случится и что хуже…

Как видишь, даже безобидное прослушивание фоновой музыки иногда может вызвать неожиданную реакцию у окружающих, если выяснится, что в музыкальном произведении есть что-то, что их оскорбляет. Что же делать? Ответ очевиден – действительно, не всё, что нравится тебе, обязаны слушать твои друзья. И если ты – действительно друг своим друзьям – то не станешь усложнять ситуацию, и включишь то, что всем будет по душе. Кстати, тишина – тоже неплохое решение.

Слушать музыку «от балды» и знать, о чём поётся – не одно и то же. Я тоже прошёл период, когда, слушая, скажем, группу Genesis - особо не задумывался, о чём там поёт Фил Коллинз. Но любопытство взяло верх – при такой интересной музыке тексты песен должны быть тоже интересными! Приведу в пример фрагмент песни «Tell me – why?» - «Скажи мне, почему?»

Mothers crying in the street,
Children dying at their feet,
Tell me why, tell me why
People starving everywhere,
There's too much food
But none to spare,
tell me why, tell me why
   Матери плачут на улицах,
Дети умирают у их ног,
Ответьте, почему, почему?
Повсюду люди голодают,
Еды в мире в избытке,
Но не хватает на всех,
Ответьте, почему, почему?
    
Can you see that shaft of sunlight?
Can you see it in my eyes?
I can feel the fire that's burning
Anger and hope so deep,
So deep within my heart,
Before my eyes,
For some it's too late,
It seems there's no one listening
    Видите этот луч света?
Видите его в моих глазах?
Я чувствую горящее пламя
Злости и надежды, глубоко,
Очень глубоко в сердце.
перед моими глазами,
кого-то уже поздно (спасать),
И кажется, никто не слышит...

Интересный текст, не правда ли? Хочется узнать «что же там было дальше?» Но продолжим. Не всякому понравится благозвучный «Поп» группы «Genesis». Кто-то предпочитает «Trap» - один из новейших музыкальных стилей, что-то среднее между «Хип-хопом» и «Даб-стэп». Вот цитата из статьи в интернете, описывающей содержание данного стиля – «Если в южном хип-хопе поверх таких инструменталов обязательно идет какой-нибудь речитатив о грабежах и убийствах, то в новомодном электронном стиле никакого рэпа: одна фраза или восклицание – и достаточно». Я послушал несколько композиций в стиле Trap, чтобы иметь представление. Что касается музыки – безусловно, тут главенствует электроника, сэмплы, одним словом, «это делается на компьютере». Чтобы сделать десяток треков такой музыки, необязательно даже знать ноты. Не сказал бы , что песни отличаются красотой и изысканностью мелодий, не говоря уже о глубине «послания» в стихах. Но на то он и Trap – если ты «реальный пацан», и «отвечаешь за базар», если ты «хозяин на улице» - то это – твой стиль. Вообще, «слушание музыки» - не «прослушивание» а именно «слушание» - это особое занятие. Мы часто «прослушиваем» музыку. Во время спортивных пробежек очень помогает ритмичная музыка, а если ты подготовишь , скажем, 10-15 композиций в одном темпе, и с одинаковой ритмической пульсацией – то такое музыкальное сопровождение будет стимулировать тебя бежать хоть целый час. Или, например, ты спустился в метро и , чтобы скоротать время поездки – слушаешь свою любимую группу … В течение 30 минут ты успеешь «съесть» 7-8 песен, и почитать книгу. Что останется в твоей памяти, когда ты выйдешь из метро?

Совсем другое дело – осознанное слушание музыки, когда твоё внимание нацелено исключительно на этот процесс. Лучший пример – настоящий концерт в музыкальном клубе. Давно ли ты был на настоящем, «живом» концерте ? (Бывают и «неживые» - например, просмотр DVD с записью концерта) То есть, тратил время и деньги специально , чтобы «побаловать» себя живым звуком? Ведь концерт – это не запись. На концерте всегда происходит что-то новое, уникальное. Как правило, на концерте всегда представляют музыкантов, очень часто можно услышать историю появления той или иной песни или музыкальной композиции, и ты получаешь в сто раз больше удовольствия, чем от той же записи, сделанной в студии, где вычищены все музыкальные и технические «огрехи».

Хоть я и занимаюсь созданием музыкальных фонограмм, но я считаю, что самая лучшая музыка – это живая музыка. Сегодня процесс звукозаписи – это совсем не то, что было лет 30 назад, когда не было компьютеров, и всё записывалось на магнитофонную ленту. Сегодня можно записать целый оркестр с «одного» дубля поканально, а если кто-то из музыкантов сделал ошибку – то перезаписать одного лишь этого музыканта и только в том месте, где была сделана ошибка. Так что в этом смысле многие из записей, которые мы слушаем – искусственны, выхолощены, в них осталось мало естественного, человеческого. Все мы знаем, что делать ошибки во время исполнения музыки – нехорошо. И если ты пришёл на концерт классической музыки, и , скажем, пианист, исполняющий произведение Рахманинова – ошибся, взяв неправильную ноту – это вызовет недовольство у многих. Но , к сожалению, сегодня очень распространены выступления под фонограмму – когда на сцену выходят музыканты, певцы, а затем – звукорежиссёр просто включает запись, сделанную в студии, где всё вычищено и нет ни единой ошибки – и музыканты вместе с певцами имитируют «живое» исполнение. Музыканты делают вид, что играют, певец открывает рот , делая вид, что поёт. По большому счёту такое «действо» и концертом-то не назовёшь. Но сегодня нас обманывают с телеэкранов практически каждый день, предлагая такого рода «концерты». Новый год, 8 марта, 23 февраля, да любой праздник или торжественное – в масштабах страны – мероприятие, сопровождаемое выступлениями «звёзд» эстрады , записано заранее. Все оплошности , ошибки, недочёты – всё устранено при помощи компьютерных технологий. Это – как виноград без косточек, искусственно выведенный селекционерами. Поэтому, приходя на концерт в музыкальный клуб, где всё происходит абсолютно по-честному, я иногда даже радуюсь, услышав ошибку музыканта – это живое исполнение! Ходите на концерты, наслаждайтесь живой музыкой! К тому же, часто на концертах можно услышать много интересного об исполняемой музыке, её истории, происхождении. Это и интересно – и полезно.

Какой у тебя телефон?

Как же изменился мир в техническом отношении за последние 15 лет! Ушли в прошлое громоздкие катушечные магнитофоны, даже вполне компактные CD-плееры уже почти не встретишь. На смену им пришли миниатюрные, легко помещающиеся в кармане MP3- плееры. Да что говорить – сегодня практически любой мобильный телефон имеет функцию воспроизведения музыкальных файлов. Многообразие мобильных устройств просто поражает! Как говорится, «на любой вкус и цвет». Ко мне часто приходят молодые люди, и задают вопрос: «Какой у тебя телефон»? «Ну, HTC» - отвечаю я. «А-а, а у меня – АйФон 5S». «А какая разница-то?» «Ну, у АйФона звук намного лучше, и выглядит он «круче»». Подобные разговоры происходят каждый день. С технической точки зрения сравнивать устройства для воспроизведения звука уже не имеет смысла. На сегодняшний день все устройства – даже совсем недорогие – способны воспроизводить звук с отличным качеством. Но разговоры и сравнения не прекращаются. Появляются всё новые устройства, поражающие отделкой лицевых и тыльных панелей, цветными дисплеями, серебристыми кнопками или чувствительными к касанию сенсорными экранами. Обычный мобильный телефон может записывать звук, снимать видео, отправлять всё это в Интернет и многое другое. «Не насытится глаз видением, а ухо - слышанием», сказал Экклезиаст. И вот, ненасытный инстинкт новизны толкает молодых (да и не только) людей приобретать всё новые устройства, взамен не потерявшим актуальность «старым». Агрессивная реклама стимулирует этот процесс.

Русский философ-мыслитель Николай Бердяев ещё в самом начале 20-го века писал, что «человек увлечён техническим могуществом более, нежели собственным духовным миром». Но тогда о «всемогущих» компьютерах никто и не знал ещё. Посетить концерт могли вообще только сравнительно состоятельные люди. Музыкальные инструменты были чрезвычайно дороги и недоступны основной массе людей. Насколько же актуальны слова Бердяева сегодня, когда у нас есть всё в техническом отношении, но нам кажется, что этого недостаточно! Другой учёный – Рэймонд Курцвейл, создатель музыкального синтезатора, названного в честь его имени, обосновал теорию технологической сингулярности - феноменально быстрого научно-технического прогресса, основанного на мощном искусственном интеллекте (превосходящем человеческий) и киборгизации людей. Согласно этой теории, к 2030 году технический прогресс станет настолько быстрым и сложным, что окажется недоступным пониманию. По моему мнению, в этом выражении заложено некое противоречие, но если допустить , что в определённый момент, как следует из этой теории, «машины смогут самовоспроизводиться» - то кто знает, чего ожидать от будущего…

Итак, человек решил обзавестись музыкальным плеером… На полках магазинов полным-полно этих устройств. И тут на помощь приходит консультант: «А сколько вы хотите внутренней памяти? 4, 8, 16, 32, 64 гигабайта?» Гигабайт, как и мегабайт – это единица обозначения объёма цифровых данных, количественная характеристика цифрового кода. К примеру, обычный компакт-диск способен вместить 80 минут аудиоматериала. При средней продолжительности песни, скажем, в 4 минуты – это 20 песен. Но если тот же компакт- диск записать не как «аудио-CD», а как «data-CD» (диск с данными), и записать на него музыку в формате mp3 – то на него «влезет» гораздо больше музыки. Например, один mp3 файл хорошего качества имеет размер примерно 8 мегабайт. Один компакт –диск вмещает 700 мегабайт информации. Простой подсчёт показывает, что тех же 4-х минутных песен в формате mp3 на тот же компакт-диск поместится уже 87! А звучать они будут аж целых 348 минут, или 5,8 часов! Теперь возьмём плеер со встроенной памятью, и прикинем, сколько музыки – по времени звучания – «влезет » в него? Итак, имея ввиду, что 1 гигабайт- это 1000 мегабайт (на 300 мегабайт больше, чем обычный компакт-диск) получаем следующие цифры: 1. плеер с памятью 4 гигабайта вместит 33,33 часа музыки. 2. плеер с 8-ю гигабайтами – 66,66 часов 3. с 16-ю гигабайтами – 133,33 часа 4. с 32-мя - 266,66 часов 5. с 64-мя – 8000 файлов (песен!!!) по 8 мегабайт, продолжительностью звучания 4 минуты (каждый) – 533,33 часа. Или 22, 22 дня! Даже если взять устройство с самыми скромными характеристиками – скажите, ну кто будет слушать музыку 33 часа подряд? Таким образом, мы можем увидеть, что возможности устройств позволяют человеку «закачать» в них неизмеримо больше музыки, чем он может прослушать при нормальном жизненном ритме, предполагающем сон, питание, учёбу или работу, и так далее. Возможности, предлагаемые техническим прогрессом в данной сфере, значительно превышают нормальные человеческие потребности.

А теперь попробуй представить – сколько ты смог бы запомнить песен, или инструментальных соло, прослушав 8000 песен? Но прогресс продолжается. Уже существуют «умные» очки от компании Google, позволяющие просматривать страницы интернета прямо на ходу, и слушать музыку тоже. С этими очками даже наушники не нужны – дужки очков сконструированы так, что соприкасаются с костью, защищающей наше внутреннее ухо, и передают звуковые колебания прямо через кость. А управляются такие наушники с помощью голосовых команд и минимального набора прикосновений.

И вот – идёт не то человек, не то – полу-киборг, круглосуточно в курсе курсов мировых валют, температуры воздуха, и стимулируемый музыкальными колебаниями. Возможно, лет через 10 старое доброе слово «песня» или «музыкальная композиция» уйдёт в прошлое, а на смену ему придёт термин, вроде «психостимулирующий тайм-файл».

Ни для кого уже не секрет, что зачастую покупка того же сотового телефона включает в себя и соревновательный элемент – «как бы не отстать от продвинутых друзей». И вот тот же вопрос: «А какой у тебя телефон?» или «А сколько в нём памяти»?

Я бы на этот вопрос ответил другим вопросом: «А что ты слушал вчера, позавчера, да пару часов назад? Ты помнишь?» Хотелось бы услышать утвердительный ответ…

Пауза….

В каждом плеере есть кнопка «пауза» и «стоп». Нажми, пожалуйста, на паузу. Я хочу сказать ещё буквально пару слов напоследок. Ты – личность. У тебя свободная воля, и право решать, что есть – а что нет. Что слушать и когда. Ты – не раб технологий и моды. И если вокруг тебя рушатся стены моральных ценностей, и волна пошлости и разврата, изливаемая с очередного цифрового рекламного щита стремится сбить тебя с ног и , закружив в водовороте, унести в бездну – тебе решать, поддаться этой волне, или нет.

Что ж? Приятного аппетита. Питайтесь осознанно.

Эпилог. Возвращаясь к цели музыки…

Не каждый согласится с тем, что будет сказано ниже, и это вполне нормально. Каждый имеет право на свою точку зрения. И я – на свою.

Если принять во внимание (или хотя бы допустить), что наш мир и всё, что есть в нём, задумано и создано Творцом, Богом, совершенным сверхсуществом, с определенной целью – то неплохо было бы ответить на вопрос – что же это за цель? «Книга книг» - Библия, даёт исчерпывающий ответ на этот вопрос. Ещё в Эдемском саду Бог дал Адаму и Еве заповедь – хранить и возделывать Эдемский сад, плодиться и размножаться, и наполнять Землю. До грехопадения человек был подобен Богу, будучи безгрешным и высокоморальным существом. Ах, если бы не это грехопадение! До сих пор жили бы на Земле все поколения праотцов, вплоть до Адама с Евой. Не было бы войн, болезней, смерти, лишений, голода, воровства, измен… Мы бы жили в замечательном, совершенном мире, как и было задумано изначально.

А при чём тут музыка? В той же Библии сказано, что Небеса полны славы Божией, и там звучит изумительная по красоте музыка, и хоры Ангелов воспевают совершенного Творца. Наверное, Иоганн Себастиан Бах многое «подслушал» с Небес, когда создавал свои произведения. И его слова о цели музыки, как «прославление Бога и очищение человеческой души» сегодня чрезвычайно актуальны. В этой статье я не коснулся огромного пласта музыкального искусства, называемого «духовной музыкой». А стоило бы, справедливости ради. В плеере или домашней коллекции любого человека сегодня можно найти что угодно – от народной музыки до музыки «нью эйдж». Если в песнях каких-то исполнителей и встречается слово «Бог» - то только «между дел», так сказать, мимоходом, «всуе». Валерий Меладзе поёт: « Выйду дому поклонюсь, молча Богу помолюсь». А стоило бы и поклониться Богу (а не дому), и помолиться во весь голос, а ещё лучше – спеть, как это делал псалмопевец и один из древнеизраильских царей – Давид.

В твоей музыкальной коллекции есть «духовная музыка»? Или только то, что будоражит и возбуждает чисто плотские инстинкты и желания? Когда-то еврейский народ, выйдя из пустыни, сделал себе золотого тельца, и устроил праздник по этому поводу… Там тоже звучала музыка, народ устраивал пляски, переходящие в шумные оргии. И за это был строго наказан впоследствии. Но настал чудесный момент в истории человечества – Бог послал на Землю Своего Сына – Иисуса Христа. И в нём подарил нам всем возможность избавиться от последствий греха и обрести надежду на воскресение и вечную жизнь с Ним. На этом моя краткая и спонтанная «проповедь» заканчивается.  На Земле существует не только музыка , сопровождающая рекламные ролики, цель которых одна – чтобы ты больше ел, больше покупал себе одежды, домов, машин, и вообще – больше покупал. И существуют не только песни, где слово «любовь» стало мелкой разменной монетой, часто прикрывающей самую обыкновенную похоть. Ещё существует огромное количество потрясающе красивых духовных песен – на языках всего мира, в исполнении самых различных хоров – от строгого, монастырского греческого православного, до веселого чернокожего протестантского. Да что там хор! Миллионы верующих ходят вокруг нас – в России, Италии, Германии, Англии, Австралии, в США. Сотни музыкантов и певцов сегодня создают замечательные песни и музыкальные произведения, посвящённые непосредственно Ему, Всемогущему Богу, Богу любви, справедливости, надежды, спасения. Это определённо стоит послушать! Между прочим, и в Европе, и в России издавна духовная музыка пользовалась особым уважением, и особой популярностью. В рамках этой небольшой статьи просто невозможно перечислить всё множество музыки и стихов, что были созданы за два тысячелетия от Рождества Христова, и посвящены Ему, Иисусу Христу и Богу-Отцу. Какая практическая польза от слушания этих песен? Они дают ответы на главные вопросы каждого человека: «кто я?» «зачем я живу?» «что будет дальше?» «почему люди страдают?» «есть ли выход?».

Итак, музыка и спетое слово оставляют в нас свой след. Одна музыка или песня разрушает нашу личность, другая – созидает. (Необязательно только христианская музыка может быть созидательной).

Я, как музыкант, исполняю разную музыку. Но, как глубоко верующий человек, всегда стараюсь отделять «зёрна» от «плевел». На моём сайте www.ahs.ru возможно, уже есть несколько духовных песен, а если нет – то скоро появятся. И ты, если захочешь – можешь послушать. Я очень надеюсь, что они принесут тебе удовольствие и пользу. Главное – воспринимать музыку осознанно. Думать, размышлять, анализировать, делать выводы. Это очень интересный и захватывающий процесс.

«Восприятие музыки.2014» Александр Триска, Москва, март 2014